Развитие огневого страхования на региональном уровне и его административное регулирование
Самарское обозрение,
15 июня 1999 г.
О противопожарном страховании 1517 просмотров
Люди всегда боялись пожаров. Очень часто пожары в один миг уничтожали то, что человек создавал десятилетиями. Огонь, призванный оказать человеку помощь, иногда бывает беспощаден к людям.
Нам всем памятен трагический февраль 1999 года, когда в Самаре сгорело здание УВД. На этом месте сегодня стоит забор, за которым пустота — как напоминание нам о том, к чему может привести наша беспечность по отношению к огню Россия всегда отличалась своими пожарами, уничтожавшими в древние времена целые города. Неслучайно появившиеся еще в прошлом веке страховые общества занимались страхованием в первую очередь от огня. Люди хотели как-то обезопасить себя от последствий огненных стихий. Страдаем мы от пожаров и сегодня. Не проходит ни одного дня, чтобы нам в телевизионных новостях не показали сгоревшие постройки или имущество. Именно потому, что огонь уничтожает плоды нашей деятельности, нам просто необходимо страхование от пожаров, или, как теперь называют, противопожарное страхование. Специальное страховое законодательство устанавливает такие виды страховой деятельности, как личное, имущественное страхование ответственности и перестрахование. Закон о пожарной безопасности (1995 г.) в статье 28 вводит понятие “противопожарное страхование”, проводя классификацию по риску “пожар” и применяя этот вид в отношении имущества, гражданской ответственности, услуг и работ в области пожарной безопасности. Это позволяет говорить о противопожарном страховании как о четвертом самостоятельном виде страхования. В пользу этого говорит и тот факт, что противопожарное страхование может осуществляться в обязательных и добровольных формах, но в отличие от других конкретных видов страхования, на которые требуется получение лицензии, этот вид страхования не лицензируется. Страховщику достаточно иметь лицензию на имущественное страхование с указанием риска “огонь”, “пожар”. В настоящее время все ведущие страховые организации Самарской области имеют лицензию Минфина РФ на страхование имущества юридических и физических лиц от различных рисков, в число которых традиционно входят и огневые риски. Страхование имущества от огня — классика страхового дела, и большинство страховых компаний имеют опыт успешного осуществления противопожарного страхования. Уже много лет страховые компании “Астро-Волга”, “Росгосстрах”, “Самара-Аско”, “Самара-Росно”, “Инкасстрах”, “Самарское страховое общество”, “Энергополис”, “Скиф-Инком”, “Асоль” занимаются этим на самарском страховом рынке. Формируемые страховщиками страховые резервы инвестируются на территории Самарской области и являются важным источником пассивов для самарских финансово-кредитных учреждений. Средства страховых резервов, выплачиваемые в виде страховых выплат при наступлении страховых случаев, являются источником финансирования работ по компенсации ущерба. Средства резервов предупредительных мероприятий являются источником инвестирования системы защиты населения и используются страхователями для принятия мер профилактического характера с целью уменьшения пожароопасности и размера возможного ущерба. Существует на территории Самарской области и филиал противопожарного фонда, действия которого, прямо скажем, не способствуют развитию противопожарного страхования. Управление государственной противопожарной службы УВД Самарской области (УГПС) совместно с филиалом противопожарного фонда в утвержденных 03.03.1999 г. “Методических рекомендациях по осуществлению противопожарного страхования объектов Самарской области” и приказе № 139 задействовали ряд положений, которые противоречат действующему законодательству и содержат заведомо ложную информацию о системе противопожарного страхования. Вышеназванные документы предлагают проводить добровольное противопожарное страхование исключительно через страховые компании, аккредитованные при УГПС по критерию их надежности, что создает предпосылки для нарушения ст. 7 и 8 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” и нарушает один из основных принципов добровольного страхования — право страхователя выбирать самостоятельно страховую компанию. Неясно также, кем определяется надежность страховой компании (во всяком случае, УГПС не вправе судить о надежности страховщиков). На практике аккредитация страховщиков, как правило, осуществляется только при проведении обязательного страхования (в Самарской области в настоящее время реализуется только добровольное страхование), но даже и в этом случае за страхователями оставлено право выбора страховой организации. УГПС берет на себя несвойственные ему функции “контроля практики применения дифференцированных тарифов”, что традиционно и по закону является прерогативой органов государственного Департамента страхового надзора. Кроме того, размер страховых тарифов при заключении договоров добровольного страхования устанавливается по соглашению страховщика и страхователя на основании рассчитанных страховщиком и залицензированных базовых тарифных ставок и степени страхового риска по конкретному договору. Утверждение, что “отнесение стоимости противопожарного страхования на себестоимость продукции может быть реализовано только в том случае, когда страховая компания имеет регистрационное свидетельство Фонда пожарной безопасности РФ”, абсолютно не соответствует действительности и противоречит Постановлению правительства РФ№ 552 от 05.08.92 г. “О составе затрат” (п. 2”р”). Требование со стороны любых должностных лиц к страховщикам, заключившим договоры имущественного страхования и страхования гражданской ответственности по риску “пожар”, производить обязательные пятипроцентные отчисления от страховых взносов в фонд пожарной безопасности являются неправомерными и могут рассматриваться как незаконное вмешательство в деятельность коммерческой организации, что влечет за собой уголовную ответственность по ст. 169 УК РФ “Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности”. Для защиты своих интересов в таком случае страховщики могут подавать иски в суды или обращаться в прокуратуру. Хочется пожелать УГПС более тщательно подходить к выпуску подобных документов и не делить страховщиков на “чистых” и “нечистых”. Вообще страховщики заинтересованы перечислять свои 5% отчислений напрямую в пожарные части, минуя всякие фонды, ибо мы все знаем, что фондов у нас много, а толку не очень. Противопожарное страхование имеет большое будущее. Мы с каждым годом становимся умнее, все больше понимаем, что надеяться надо только на собственные силы. И… на страхование от любой беды, которая, не дай бог, может нагрянуть. Вячеслав Нижегородов, Поволжский страховой Союз
Вся пресса за 15 июня 1999 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Огневое страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
27 мая 2025 г.

|
|
Парламентская газета, 27 мая 2025 г.
В Госдуму внесут законопроект о выявлении водителей без ОСАГО с помощью камер

|
|
Интерфакс, 27 мая 2025 г.
ЦБ не ожидает в 2025 г. реализации инициатив, требующих увеличения тарифов по ОСАГО

|
|
ТАСС, 27 мая 2025 г.
ГД утвердила правила возврата платы за обращение к финансовому уполномоченному

|
|
РИА Новости, 27 мая 2025 г.
ЦБ РФ готов обсуждать с рынком дальнейший рост тарифов ОСАГО в проблемных регионах

|
|
РИА Новости, 27 мая 2025 г.
Консенсус по краткосрочным полисам ОСГОП может появиться в июне - Аксаков

|
|
Казахстанский портал о страховании, 27 мая 2025 г.
5 способов, которыми ИИ повлияет на страхование имущества и ответственности в 2025 году

|
|
Финмаркет, 27 мая 2025 г.
«Цифра брокер» сохраняет прогнозную цену акций Ренессанс Страхования на уровне 169 руб.

|
|
Финмаркет, 27 мая 2025 г.
Минфин хотел бы, чтобы страховщики жизни стали частью программы долгосрочных сбережений граждан

|
|
Интерфакс, 27 мая 2025 г.
В Думу в июне внесут поправки об электронной фиксации отсутствия полиса ОСАГО

|
|
Интерфакс, 27 мая 2025 г.
Зампред ЦБ ждет ухода в прошлое практики страхования заемщиков с комиссией 90%

|
|
Бизнес-журнал, 27 мая 2025 г.
Минфин планирует, что доля ДСЖ достигнет 250 миллиардов рублей

|
|
Tazabek, Бишкек, 27 мая 2025 г.
Страховыми компаниями за квартал заключено более 624 тыс. договоров страхования

|
|
Казахстанский портал о страховании, 27 мая 2025 г.
Ожидается снижение страховых взносов на рынке страхования рисков финансовых учреждений

|
|
Хабаровские вести, 27 мая 2025 г.
Новые правила страхования гражданской ответственности владельцев ТС

|
|
РИА Новости, 27 мая 2025 г.
Инвестиции помогут российскому бизнесу выходить на новые рынки

|
|
Газета.Ru, 27 мая 2025 г.
Россиянам объяснили, как получить компенсацию за задержку рейса

|
|
ТАСС, 27 мая 2025 г.
Минфин рассчитывает выполнить план по ДСЖ в 250 млрд рублей в 2025 году

|
 Остальные материалы за 27 мая 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|